Россия

Россия
Моя фазенда

понедельник, 19 ноября 2012 г.

1937 К 75-летию великого террора

Хроника событий 1937 года

19-25.11.
По далеко не полным сведениям, которые удалось собрать создателям базы данных "Жертвы политического террора в СССР", из арестованных с 19 по 25 ноября осуждено 15 123 человека, из них расстреляно 6419 человек.
19.11.
В Москве началась декада советской музыки. Первый концерт открылся "Песней о Сталине" Исаака Дунаевского.
20.11.
Советские газеты сообщили, что суммарный тираж романа Алексея Толстого "Петр I", выпущенного во многих издательствах страны, достиг 1,5 млн экземпляров. Одновременно в прессе началась публикация отрывков из новой повести Толстого о Сталине "Хлеб".
Арестован начальник Центрального управления движения НКПС СССР Н. П. Некрытый. Расстрелян 8 апреля 1938 года. Реабилитирован в 1956 году.
Арестован начальник Управления сигнализации и связи НКПС СССР В. И. Подчепаев. Расстрелян 8 января 1938 года. Реабилитирован в 1956 году.
21.11.
Арестован первый секретарь Камчатского обкома ВКП(б) Д. И. Никонов. Расстрелян 14 апреля 1938 года. Реабилитирован в 1957 году.
Арестован второй секретарь Архангельского обкома ВКП(б) С. П. Некрасов. Расстрелян 22 апреля 1938 года. Реабилитирован в 1957 году.
Арестован полпред СССР в Венгрии А. А. Бекзадян. Расстрелян 1 августа 1938 года. Реабилитирован в 1956 году.
Арестован полпред СССР в Польше Я. Х. Давтян. Расстрелян 28 июля 1938 года. Реабилитирован в 1957 году.
Арестован зампредседателя правления Госбанка СССР Н. С. Березин. Расстрелян 29 июля 1938 года. Реабилитирован в 1956 году.
22.11.
Арестован начальник НИИ ВВС РККА комдив Н. Н. Бажанов. Расстрелян 15 сентября 1938 года. Реабилитирован в 1956 году.
23.11.
Арестован начальник ВВС РККА Я. И. Алкснис. Расстрелян 29 июля 1938 года. Реабилитирован в 1956 году.
Арестован начальник Автобронетанкового управления РККА комдив Г. Г. Бокис. Расстрелян 19 марта 1938 года. Реабилитирован в 1956 году.
Арестован председатель Приморского облисполкома Я. А. Данилов. Расстрелян 13 марта 1938 года. Реабилитирован в 1956 году.
24.11.
В шести избирательных округах Москвы прошли предвыборные митинги. На двух митингах в Сталинском избирательном округе присутствовало более 150 тыс. человек.
Арестован второй секретарь Уссурийского обкома ВКП(б) С. Я. Рохлин. Расстрелян 16 сентября 1938 года. Реабилитирован в 1957 году.
Арестован председатель горсовета Комсомольска-на-Амуре М. Н. Корнилов. Расстрелян 14 апреля 1938 года. Реабилитирован в 1957 году.
25.11.
Все радиостанции Советского Союза передали запись речи Сталина "О проекте Конституции СССР", произнесенной в тот же день в 1936 году на VIII Всесоюзном съезде советов.
Арестован секретарь ЦИК Татарской АССР В. Н. Филиппов. Расстрелян 9 мая 1938 года. Реабилитирован в 1956 году.
Из письма бывшего лидера партии левых эсеров Марии Спиридоновой в НКВД СССР, 13 ноября 1937 года

Если бы вопрос заключался в моей личной судьбе исключительно, то я бы и теперь, по истечении 9-ти месяцев подследственного заключения со всеми вытекающими из него последствиями, предпочла бы ничего не говорить и не писать, предоставив самотеку или своей на редкость несчастливой звезде окончательные ликвидационные выводы и концы.
Но, как мне сказал в Уфе нарком (внутренних дел.— "Власть") БАССР Бак, от моей позиции продолжали зависеть мои бывшие товарищи, и поэтому в Москве я чрезвычайно ждала возможности ускорить следствие, и не по моей вине оно и в Москве затянулось еще на три месяца. В Уфе следствие сразу после ареста приняло такие формы, а позднее, в процессе неутомимого допрашивания, окрасилось таким колоритом, что для меня почти исключалась возможность какого-либо участия в этом следствии...
К числу средств усугубления относится очень колоритная и сочная ругань... искаженное лицо, грубый голос, стук кулаком по столу — "гадина, говнюха, мерзавка, сволочь, ну у меня смотри", руки судорожно быстро машут совсем рядом с лицом, сейчас заденет за пенсне и лицо. "Ты у меня вылижешь... вылижешь, будьте ласковы, и не один раз вылижешь, дрянь паршивая". В ночь под 3 и 4 августа, в эти дни у меня были сплошные допросы четырьмя следователями, в течение 4-х суток слишком...
Я была арестовываемой Соввластью 5 раз. В 1918 г. 8/VII, в феврале 1919 года, в сентябре 1920 года, в сентябре 1930 года и в феврале (8/II) 1932 г. В заключении у Соввласти я в общем итоге находилась 6 лет, в ссылке около 12 лет. С 1920 г. меня уже ГПУ не выпускало из своих рук никогда. При каждом аресте я отвечала на допросах на все вопросы с полной откровенностью.
Я даже не понимала и не понимаю до сих пор, зачем нужно от чего-либо отпираться. Ведь если я что делала, то делала я это по своему убеждению, дорогому мне убеждению, как же под страхом репрессии от него отрекусь. Позор какой... Вся я такая и в жизни и в политике, такой была и такой ухожу сейчас в могилу. И, если бы сейчас я за собой знала подпольную борьбу против Соввласти, я бы говорила о ней с былой дерзостью. Ведь я вела бы ее в согласии со своими взглядами, со своими убеждениями и верой, так почему мне отпираться было бы от этой борьбы? Раз я ее вела, я не считала ее позорным и грязным делом, я бы встретила последнюю расплату за нее, не каясь и не ползая. Зачем? Сделанное мною оплачиваю твердо. Поэтому сейчас-то я так унижена и смертельно оскорблена предъявляемыми обвинениями, что я давно разоружилась и борьбы не вела...
Все годы моей ссылки надзор за мной был весьма тщательный. В Самарканде и Ташкенте, особенно в Самарканде, он велся на улице настолько демонстративно, что я стала в городе популярным человеком. За мной ходило четверо молодцов в галифе, сидели на пороге банка и окружали дом чуть не полвзводом. В доме был специальный надзор, на службе тоже...
Основным условием существования какой-либо партии или группировки и ее работы является связь с массами. Этой связи у осколков партии лев. с. р. не имеется с 1922 года. С 1922 года я считаю партию лев. с. р. умершей. В 1923-24 гг. это уже агония. И без надежд на воскресение, ибо рабочие и крестьянские массы сейчас ни на какие лозунги самого обольстительного свойства не поддадутся... Надо залечить старые раны и синяки, восстановиться, нарожать детей, уравновесить жизнь годами — потрясенную, будто землетрясением. Массы сейчас очень мудро этим и занимаются.

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc-rss/2067749

Комментариев нет:

Отправить комментарий