Россия

Россия
Моя фазенда

пятница, 30 ноября 2012 г.

1937. К 75-летию Великого террора

Хроника событий 1937 года

26.11-2.12.
По далеко не полным сведениям, которые удалось собрать создателям базы данных "Жертвы политического террора в СССР", из арестованных с 26.11 по 2.12 осуждено 11 969 человек, из них расстреляно 5405 человек. Среди арестованных насчитывалось 447 латышей, осужденных впоследствии, из которых казнены 378 (из них 17 — высокопоставленные руководители военной разведки).
26.11.
Домохозяйки Петроградского избирательного округа Ленинграда обратились с коллективным письмом к жителям округа с призывом поддержать на выборах в Верховный совет СССР наркома иностранных дел М. М. Литвинова, поскольку в мире "нет дипломата равного тов. Литвинову".
Арестован зампредседателя Совнаркома Киргизской ССР Т. Р. Ворошилов. Расстрелян 29 августа 1938 года. Реабилитирован в 1955 году.
Арестован член Военного совета Белорусского ВО армейский комиссар 2-го ранга А. И. Мезис. Расстрелян 21 апреля 1938 года. Реабилитирован в 1956 году.
Арестован член комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) Я. Х. Петерс. Расстрелян 25 апреля 1938 года. Реабилитирован в 1956 году.
27.11.
Опубликовано постановление Совнаркома СССР о порядке ликвидации жилищных кооперативов и союзов и порядке передачи государству домов, построенных на деньги их пайщиков.
28.11.
Народный комиссариат связи СССР сообщил, что все 569 окружных избирательных комиссий по выборам в Совет Союза и 574 — по выборам в Совет национальностей Верховного совета СССР обеспечены связью с Москвой.
Арестован начальник Разведывательного управления РККА армейский комиссар 2-го ранга Я. К. Берзин. Расстрелян 29 июля 1938 года. Реабилитирован в 1956 году.
29.11.
Арестован ректор Института народного хозяйства имени Плеханова М. И. Лацис-Судрабс. Расстрелян 20 марта 1938 года. Реабилитирован в 1956 году.
Арестован член Военного совета Харьковского ВО бригадный комиссар К. И. Озолин. Расстрелян 1 августа 1938 года. Реабилитирован в 1956 году.
30.11.
Арестован замнаркома путей сообщения СССР Н. И. Левченко. Расстрелян 25 апреля 1938 года. Реабилитирован в 1955 году.
Арестован митрополит Ленинградский и Новгородский Серафим (в миру Л. М. Чичагов). Расстрелян 11 декабря 1937 года. Реабилитирован в 1956 году.
1.12.
По всей стране траурными митингами отмечена третья годовщина со дня убийства С. М. Кирова.
Арестован представитель компартии Латвии при исполкоме Коминтерна Я. М. Крумин. Расстрелян 15 марта 1938 года. Реабилитирован в 1956 году.
2.12.
Газеты сообщили, что в СССР установлен мировой рекорд урожайности сахарной свеклы — 1800 центнеров с гектара.
Арестован председатель Госплана СССР В. И. Межлаук. Расстрелян 29 июля 1938 года. Реабилитирован в 1956 году.
Арестован епископ Ачинский Сергий (в миру А. С. Куминский). Расстрелян 11 декабря 1937 года. Реабилитирован в 1957 году.
Арестован начальник Лечебно-санитарного управления Кремля И. И. Ходоровский. Расстрелян 7 мая 1938 года. Реабилитирован в 1956 году.
Арестован консультант Лечебно-санитарного управления Кремля профессор Л. Г. Левин. Расстрелян 15 марта 1938 года. Реабилитирован в 1988 году.
Арестован начальник управления ПВО РККА командарм 2-го ранга А. И. Седякин. Расстрелян 29 июля 1938 года. Реабилитирован в 1956 году.
Из протокола заседания пленума Днепродзержинского горкома КП(б)У, 28 ноября 1937 г.

Г. И. Жупинас, член бюро горкома. Вам всем, товарищи, известно, что пару дней назад арестован бывший исполняющий обязанности секретаря горкома Стеблев, оказавшийся врагом народа. Городской партийный комитет исключил Стеблева из партии. Нам нужно решить вопрос о первом секретаре городского комитета партии...
П. Н. Алферов, работник Днепропетровского обкома КП(б)У. На заводе имени Дзержинского врагов очень много. Сейчас мы на заводе Дзержинского исключили 60 человек из партии. Я уверен, что большое количество еще будет разоблачено...
Л. И. Брежнев, зампред горсовета, член бюро горкома. Я, товарищи, самый молодой член бюро нашего городского Комитета Партии, был избран на последнем пленуме горкома партии. Я ни в какой мере себя не оправдываю, а со всей глубиной чувствую ту большую ответственность, которую я несу вместе с партийной организацией за то, что не мог разоблачить врагов... Во всяком случае были члены бюро постарше и, если бы делились опытом, этот вопрос можно было бы поставить организованно. Товарищи говорили о результатах этого вредительства. Я должен сказать, что город поврежден не меньше. В чем вредительство. Три раза отпускались деньги на театр, а театра нет, на канализацию. Целый ряд объектов не введен в эксплуатацию. Сколько домов у нас не достроены, воды нет в городе. На изыскание воды строилась станция, и ни проектов, ни смет нет, ничего нет. Так что на ряд объектов у нас миллион денег вложено, а нельзя ввести в эксплуатацию. Что от нас требуется? Выкорчевывать все буквально корни, с одной стороны, и это должно быть увязано с нашей производственной программой, со строительством жилых домов, с пуском трамвая, с расширением сети по воде — это колоссальная программа, товарищи. Нам нужно посмотреть на наши городские организации: Гортоп, где у нас сидят белые офицеры, исключенные из партии. Я вам должен прямо сказать, что у нас столько (таких) людей в городе. Я, например, считал одного, что он член партии, а оказалось, что он исключен из партии и белый офицер. В Водоканале нужно людей посмотреть, в Архитектурно-планировочном управлении города надо проверить людей. Дальше, товарищи. Сейчас задача, чтобы новый состав бюро взялся крепко и правильно за работу. Товарищи, за это время мы ни одного пленума горкома не провели, бюро замкнулось... На этих ошибках надо было учиться разоблачать врагов. Я считаю, что на этом пленуме должен каждый коммунист, даже рядовой, сказать о себе. Я человек доморощенный, я родился здесь. Ни с кем, ни с кем (имеются в виду арестованные.— "Власть") никаких отношений не имел. Мое приглашение на работу в горсовет показалось мне подозрительным. Я отказывался работать в горсовете. Я инженер и не хотел идти на эту работу... Я должен сказать, что не ходил я сюда, кроме бюро, никогда. С 1923 года я член комсомола, с 1929 года — кандидат в члены партии, с 1931 года — член партии. Я грамотный человек и не думаю, чтобы меня легко было сбить с правильного пути (Брежнева избрали в новый состав бюро горкома.— "Власть").

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc-rss/2073310

Комментариев нет:

Отправить комментарий